Компьютерные сети в профессиональном образовании

Автор: Сергей Шапоров
Четверг, 3 Сентябрь 2009, 17:22 | Рубрики : Наука, Наши авторы, Педагогика, Сергей Шапоров
Метки : , , ,

1. Компьютерные сети для образования. Перечислить в одной статье все достижения современной Сети физически невозможно, так как каждый день появляются всё новые и новые службы — так называют полезные ресурсы в сети Интернет, — которые при желании можно использовать для образовательного процесса. Поэтому в этой статье я рассмотрю только те, что появились сравнительно недавно, но, на мой взгляд, имеют большой потенциал.

1.1 Онлайн электронные энциклопедии и словари
1.1.1 Википедия
12 января 2001 года в сети Интернет начала свою работу свободная общедоступная многоязычная универсальная энциклопедия Wikipedia (http://wikipedia.org).
В отличие от традиционных энциклопедий, таких как Encyclopædia Britannica, ни одна статья в Википедии не проходит формального процесса экспертной оценки и изменения в статьях становятся видны незамедлительно. Ни одна статья не принадлежит её создателю или любому другому редактору и не проверяется признанными авторитетами. За исключением нескольких подверженных вандализму страниц, которые могут быть изменены только установленными участниками или в крайних случаях только администраторами, каждая статья может редактироваться анонимно или с учётной записи участника.2
Исходя из приведенного описания, можно сделать вывод о том, что вся информация, содержащаяся в Википедии, не авторитетна. Так ли это? Так как любой желающий может добавить в Википедию статью на любую тему, складывается впечатление, что все публикации там принадлежат людям, которые не имеют никакого отношения к тому, что пишут. Но это не так! Во-первых, есть правила написания статей в Википедии, за выполнением которых следит сообщество Википедии и её администрация. Во-вторых, если автор все-таки оказался не достаточно компетентен, его публикация будет вскоре удалена, так как статьи в Википедии читают профессионалы из всевозможных областей знаний, которые быстро находят ошибки и противоречия. В результате мы имеем то, что подавляющее большинство статей написано именно специалистами. А остальные? А остальные — любителями, которые досконально изучили тему, которую они описывают.
Так как Википедия является онлайн энциклопедией, то она имеет ряд преимуществ перед «традиционными» энциклопедиями. Во-первых, в ней находится гигантское количество статей. Только на русском языке в ней более 358 000 статей! Но количество статей на русском занимает только десятое место в рейтинге числа публикаций на национальных языках, а на первом естественно находятся статьи на английском — их более 2 731 000. Во-вторых, информации свойственно устаревать. Поэтому создатели традиционных энциклопедий выпускают новые издания, затрачивая много времени и сил, а в Википедии самая последняя и актуальная информация становится доступна сразу же после ее появления. В-третьих, нужно отметить удобную навигацию и поиск в Википедии. Если в статье встречается какое-то незнакомое вам определение, то вы можете с лёгкостью перейти на статью, рассказывающую о нём, щёлкнув на ссылку, которой, скорее всего, выделено это определение.
Я, как и остальные пользователи Википедии, считаю, что Википедия предоставляет наиболее актуальную информацию для первичного ознакомления с предметом. И в этом она не имеет себе равных среди энциклопедических изданий.
Помимо Википедии, компания Wikimedia, создавшая программу, на которой работает Википедия, имеет ещё несколько полезных общедоступных проектов:
Викиучебник (http://ru.wikibooks.org/) — Свободные учебные материалы и руководства;
Викиверситет (http://www.wikiversity.org/) — Коллективное дистанционное обучение (русского языка пока нет);
Викисловарь (http://ru.wiktionary.org/) — Толковый словарь и словарь синонимов;
Викицитатник (http://ru.wikiquote.org/) — Архив знаменитых цитат;
Викитека (http://ru.wikisource.org/) — Свободный архив источников;
Викивиды (http://species.wikimedia.org/wiki/) — Каталог видов (таксономический справочник);
Викиновости (http://ru.wikinews.org/) — Свободное информационное агентство;
Викисклад (http://commons.wikimedia.org/wiki/) — архив графических и мультимедийных материалов для проектов Викимедиа.
Естественно, к этим проектам, как и к Википедии, может присоединиться и начать их наполнять любой желающий.
1.1.2 Яндекс.Словари
В 1997 году, когда появился Яндекс, это была только поисковая система по русскоязычным WEB-сайтам. Сейчас Яндекс — это один из крупнейших порталов и поставщиков бесплатных служб в рунете3. На Яндексе можно найти самые популярные службы, такие как блоги4, службу хранения файлов и создания WEB-сайтов (Яндекс.Народ), службу хранения и публикации фотографий (Яндекс.Фотки), службу подбора покупок (Яндекс.Маркет), электронные деньги (Яндекс.Деньги), службу словарей (Яндекс.Словари) и так далее.
В образовательной сфере можно использовать несколько служб от компании Яндекс, но самая полезная из них, на мой взгляд, — это служба Яндекс.Словари.
Цель службы Яндекс.Словари — предоставление пользователям интернета максимально качественной, достоверной информации обо всех сферах жизни человека. Источниками такой информации выступают универсальные и тематические энциклопедии, справочники, различные словари русского языка и иностранных языков.5 Многие из них являются электронными версиями авторитетных печатных изданий.
Если возможность использования Википедии для научных трудов находится под сомнением, то служба Яндекс.Словари опирается на традиционные энциклопедии и пригодна для использования в научных работах. Но это не самое ценное в этой службе.
Не так давно в этой службе стали доступны функции «Тетрадка» и «Тесты». Используя функцию «Тетрадка», пользователь может записывать иностранные слова в одну или несколько, созданных самостоятельно или автоматически, виртуальных тетрадок прямо из результатов перевода неизвестного ему слова. Впоследствии можно будет провести по этим словам один из двух тестов: «Паутинка» или «Выбор ответа».
Рисунок 1. Яндекс.Словари, тест «Паутинка»
Тест «Паутинка» (см. Рисунок 1). В этом тесте на экран пользователя выводится пять слов на иностранном языке и пять на русском. Задача — соединить правильные пары слов. Минимальное количество слов для начала этого теста в «тетрадках» — 5.
Рисунок 2. Яндекс.Словари, тест «Выбор ответа»
Тест «Выбор ответа» (см. Рисунок 2). В этом тесте, состоящем из пяти вопросов, показывается произвольно выбранное слово из «тетрадки» и четыре варианта его перевода, так же взятые от слов из «тетрадок». Есть два режима: перевод с русского на иностранный и с иностранного на русский. Задача — выбрать правильный вариант ответа. Минимальное количество слов для начала этого теста в «тетрадках» — 25.
По результатам тестов, в зависимости от количества правильных ответов, выставляется оценка от 0 до 5 с её комментированием в шуточной форме.

1.2 Открытые учебные материалы

В Сети очень много WEB-сайтов, на которых выложены учебные материалы и учебная литература. Это могут быть как системы содержащие в себе большое количество разнонаправленных учебных материалов, например, Викиучебник (http://ru.wikibooks.org/), так и WEB-сайты, посвящённые какому-то одному курсу, например, WEB-сайт «Лекции „офицеров“ компьютерной грамотности» (http://co.estitut.ru/). Но есть и WEB-сайты, используя которые, можно освоить полезные навыки.
1.2.1 Все 10
В 2008 году, в Сети появилась новая служба «Все 10» (http://vse10.ru). Это онлайн клавиатурный тренажёр, цель которого — научить любого желающего «слепому» десятипальцевому методу набора текста.
В современном мире, пронизанном кибер-культурой, умение быстро набирать текст на клавиатуре зачастую может быть очень полезным. Всё чаще люди начитают использовать WEB-форумы и социальные сети, где общение осуществляется преимущественно посредством текстовой информации. Данные ресурсы обычно имеют частое обновление содержимого, так как с ними единовременно работает большое количество людей. И для того чтобы успеть ответить на как можно большее количество сообщений за отведённое на посещение этого ресурса время, необходимо освоить два ключевых навыка — быстро читать и быстро печатать текст с клавиатуры. Служба «Все 10» как раз и предлагает научить людей второму навыку.
1.3 Электронные классные журналы
Многие школы уже обзавелись электронными классными журналами, и теперь родители могут узнавать об успехах своих чад в любое время в онлайн режиме. Это уже внесло свой вклад в посещаемость и успеваемость в школе. А если ввести электронные классные журналы и в колледжах, то это может дать ряд стимулов для студентов:
Родители студентов смогут узнавать, были ли их дети на занятиях или прогуляли их и при плохих показателях смогут повлиять на поведение своего ребёнка;
На студентов будет действовать психологический фактор, что за их посещаемостью и успеваемостью можно следить, а это приведёт к повышению посещаемости, даже если в действительности никто не следит или следит редко;
Преподаватели смогут через эти электронные журналы общаться с родителями студентов, тем самым через них воздействуя на поведение учащихся.
Естественно, эти стимулы будут работать только для тех студентов, родителям которых не безразлично будущее своих детей.

2 Компьютерные сети для педагогов
Помимо того, что в сети Интернет можно найти службы для организации процесса обучения, в ней есть не меньший ассортимент инструментов для самих педагогов.

2.1 Онлайн журналы
Мы все привыкли к тому, что научные журналы выходят в печатном виде (на бумажном носителе) и, чтобы их прочитать, нужно либо выписывать их, либо искать в библиотеках. Но в эпоху развития компьютеров и компьютерных сетей многие привычные вещи изменили свой вид. Именно вид — вид представления информации, — а не суть. Сегодня уже без труда можно найти онлайн научный журнал. Но не все онлайн журналы одинаково перспективны, на мой взгляд.
Некоторые онлайн журналы до сих пор «болеют» двумя болезнями:
используют устаревшие технологии;
пытаются подражать устройству традиционных печатных журналов, не понимая того, что онлайн журнал отличается от «бумажного» точно так же, как лошадь — от коровы.
Такие журналы, на мой взгляд, только дискредитируют научное сообщество, так как суть любого направления науки — это стремление к прогрессу, а подобные периодические издания демонстрируют отсталость и нежелание идти вперед. Как пример такого журнала можно рассмотреть журнал Московского Физико-Технического Института «Исследовано в России» (http://zhurnal.ape.relarn.ru/).
Но, благо, не все научные журналы страдают этими «болезнями», некоторые уже перешли на использование последних достижений в области информационных технологий и предлагают своим читателям ряд преимуществ перед «больными» журналами и тем более перед печатными изданиями. К преимуществам прогрессивных журналов можно отнести:
доступность статьи сразу после её опубликования;
возможность публичного обсуждения и рецензирования статьи;
возможность исправить опечатки и ошибки сразу после их обнаружения;
возможность оповещения подписчиков о выходе новой статьи;
возможность оповещения авторов о наличии комментариев или рецензий на их статьи;
наличие в журнале удобного поискового механизма.
Сторонники печатных версий журналов пытаются отстаивать свои позиции, используя аргумент о ненадёжности технологий хранения онлайн журналов. На самом деле это аргумент тех, кто вовсе не знаком с информационными технологиями. В Интернете все проиндексированные поисковыми системами страницы, то есть те страницы, которые участвуют в результатах поиска поисковых машин, хранятся в кэшэ6 поисковых систем. Помимо кэша поисковых машин, существуют резервные копии этих журналов, создаваемые компаниями, предоставляющими хостинг7, и администраторами журналов.
В качестве примера прогрессивного научного журнала можно привести онлайн общественно-филологический журнал «Филология 2.0».
2.2 Онлайн конференции
Интернет можно использовать не только для обмена текстовой информацией. Через него могут передаваться в режиме реального времени звуковые и видео потоки. Благодаря этому уже сейчас можно устраивать совместные интернет-конференции между группами людей, находящимися на очень большом удалении друг от друга. Можно проводить мастер-классы через интернет, а можно одновременно связаться с несколькими коллегами, с которыми вы работаете над созданием новой научной теории или проводите совместно географически распределённый эксперимент, и которые живут в разных точках нашей обширной страны.
Естественно, такой способ коммуникации не заменит «живое» общение, но некоторые мысли проще передать именно при встрече, хотя бы виртуальной, сказав всего несколько слов.
2.3 Онлайн блоги

Блоги уже вошли в жизнь миллионов людей. Для кого-то это инструмент для написания какой-то личной информации, но для кого-то блоги являются «окном» в мир, через которое можно поделиться своим опытом и знаниями, найти единомышленника и начать совместно разрешать интересные задачи.
Учёные, производящие длительные эксперименты, могут завести себе блог, для того чтобы в нём описывать ход эксперимента и обсуждать с коллегами промежуточные результаты, а также то, как стоит изменить течение, исходя из анализа уже полученных данных.
Выводы
В следствие того, что компьютеры и компьютерные сети все сильнее интегрируются в нашу жизнь, с каждым днём на просторах Интернета появляется всё новые и новые службы, призванные помочь нам более эффективно справляться с современными нагрузками и темпами накопления информации. Среди этих служб всё чаще появляются те, которые можно и нужно использовать в образовательном процессе, главное — иметь небольшое количество более глубоких технических данных и творческую «жилку».

Комментарии отключены.